Программа формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающегося
_____________________________________________________________________________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования
Профессиональное училище №89 Санкт-Петербурга
Программа формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающегося ГБОУ НПО ПУ-89
- 2012-2013 уч. год (первый этап)
- 2013-2014 уч. год (второй этап)
- 2014-2015 уч. год (третий этап)
I.Введение (паспорт программы)
Наименование программы:
"Программа формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающегося в ГБОУ НПО ПУ-89".
Исполнитель программы - ГБОУ НПО Профессиональное училище №89 Санкт-Петербурга.
Цели программы:
- формирование духовно-нравственных качеств социально адаптированной, нравственной личности обучающегося ПУ-89 на основе сохранения и развития социально-исторической преемственности и культуры Санкт-Петербурга;
- воспитание обучающихся ПУ-89 гражданами правового демократического государства, патриотами России, уважающими права и свободы личности, проявляющими национальную и конфессиональную терпимость, развивающими культуру межнациональных отношений;
- формирование у обучающихся ПУ-89 современного мировоззрения, мотивации к труду, постоянному творческому росту как личности, и как профессионала;
- развитие культуры здорового образа жизни и физического воспитания, сознательного отношения к себе и своей семье, её традициям и принципам, стойкого неприятия к любым проявлениям асоциального поведения в молодёжной среде;
- формирование современного понимания профессиональной карьеры, навыков правильного поведения в условиях внутри профессиональной конкуренции на рынке труда, ответственности за результат своей профессиональной деятельности.
Задачи программы:
- разработка эффективных мер, технологий и механизмов учебно-воспитательной работы в Профессиональном училище №89, направленных на реализацию "Концепции воспитания";
- организация учебно-воспитательной деятельности, формирующей у обучающихся научное мировоззрение, систему фундаментальных общечеловеческих и национальных ценностей, способствующей воспитанию у обучающихся духовности, самобытности, восприятию красоты и гармонии мира;
- разработка и реализация системы учебно-воспитательной работы в ПУ-89, содействующей становлению социальных качеств личности: гражданственности, уважения к закону, социальной активности, ответственности за результаты социальной и профессиональной деятельности;
- разработка и реализация эффективных социокультурных технологий, мероприятий, повышающих общую образованность, культуру поведения, формирующих нормы толерантного сознания и поведения;
- создание условий во время учебной и вне учебной деятельности для осознания будущими рабочими ответственности за уровень своих профессиональных знаний, осмысленного отношения к последствиям своей деятельности к выбору в ходе её осуществления адекватных решений - социальных, экономических, нравственных.
Этапы реализации программы - в течение всего срока обучения в ГБОУ НПО ПУ-89 в соответствии с избранной образовательной программой.
Содержание основных блоков мероприятий:
- разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс ПУ-89 требований, воспитывающих и формирующих личность на основе норм социального поведения в гражданском обществе;
- создание в ПУ-89 условий для развития, профессионального становления и проявления творческой активности личности обучающегося;
- развитие гуманистической воспитательной среды и вариативных воспитательных систем в ПУ-89;
- разработка основных направлений воспитания и формирование структуры управления учебно-воспитательной деятельностью в ПУ-89.
Ожидаемые конечные результаты:
- Создание нормативно-правовой, организационной и научно- методической базы формирования эффективной учебно-воспитательной системы в ГБОУ НПО ПУ-89;
- создание системы мониторинга развития и реализации учебно-воспитательного потенциала училища, разработка эффективных форм, методов и технологий воспитания обучающихся в современных условиях;
- создание системы организационных форм, методов, средств, способствующих активному включению обучающихся в процесс самовоспитания и самообразования;
- создание системы профилактики асоциального поведения у обучающихся и их активного включения в пропаганду здорового образа жизни.
Управление реализацией программы и контроль за ходом её реализации осуществляют - Педагогический совет ГБОУ НПО ПУ-89, Совет по воспитательной работе (профилактике), заместители руководителя (директора) училища по учебно-воспитательной и учебно-производственной работе, орган самоуправления обучающихся (старостат), привлечённые квалифицированные специалисты для научно-методического сопровождения Программы.
Основные документы, использованные для разработки программы:
- "Концепция воспитания ПУ-89";
- Устав ГБОУ НПО ПУ-89;
- Закон Российской Федерации:
"Об образовании в Российской Федерации" (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.; подписан Президентом России В.В.Путиным 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Указ Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования" №599 от 07.05.2012 г.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61; Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р
II. Особенности воспитательной работы в ГБОУ НПО ПУ-89 (пояснительная записка)
Изменения в жизни России, прошедшие в конце XX века, повлекли за собой ряд сложных проблем, затронувших молодёжь в целом, и обучающуюся в системе НПО и СПО в частности. К числу таких проблем относятся: кризис системы образования и воспитания, разрушение традиционных институтов социализации и механизмов социально-культурной преемственности. Произошло экономическое расслоение общества с образованием значительной части социально мало обеспеченных жителей, склонных к асоциальному поведению и преступности. Это значительно усложняет процесс адаптации молодёжи в современных условиях, требует поиска оптимальных форм самореализации личности.
Однако в начале ХХI века приоритетным направлением государственной политики в сфере образования вновь становится воспитание. Стратегическими целями образования, согласно Национальной доктрине образования, принятой Правительством РФ, являются: "Создание основы для устойчивого социально-экономического развития России, укрепление демократического правового государства". В связи с этим одной из задач любого образовательного учреждения является организация воспитания патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость. Особую роль государство отводит воспитанию студентов и обучающихся - одной из наиболее крупных и ведущих социально-демократических групп современной молодёжи. Именно эта часть молодёжи оказывает существенное влияние на общественные процессы в обществе, а в скором будущем станет определяющей в демократических и экономических процессах обновления России, её духовной атмосферы, социально-психологического климата. С этой целью государством, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию подготовлены документы, создающие методическую и научно-практическую базу для восстановления и дальнейшего развития системы учебно-воспитательной деятельности в учебных заведениях.
При организации воспитательной работы в системе НПО и СПО в настоящее время, как свидетельствуют эти документы, необходим анализ социальной обстановки и учёт негативных обстоятельств. К ним относятся, например:
- распад основных целеобразующих элементов воспитательной политики и ценностей, используемых ранее, и отсутствие их заменяющих;
- неблагополучная среда обитания в обществе, которая формирует кризисное сознание у части молодёжи;
- плохие социально-экономические условия и обстоятельства быта, где одной из самых острых является проблема социального неравенства;
- опасная негативная переориентация нравственного сознания у части молодёжи, связанная с влиянием СМИ, негативного окружения.
В образовательных учреждениях воспитание ещё не стало необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности. Часть преподавателей и мастеров производственного обучения, к сожалению, рассматривает воспитание, как второстепенную деятельность, профессионально не способны осуществлять воспитательную работу с обучающимися в нынешней социально-политической ситуации.
Все эти и другие осложняющие организацию и проведение воспитания факторы необходимо учитывать в учебно-воспитательной деятельности училища, проводя действенную диагностику результативности работы.
III. Основные теоретические и методические аспекты воспитания обучающихся в ГБОУ НПО ПУ-89.
Важнейшими структурными компонентами системы воспитания, требующими нового теоретико-методологического осмысления, являются:
- содержание воспитания;
- цели и задачи воспитания;
- субъект и объект воспитания;
- современная воспитательная система;
- социализация личности обучающегося;
- направления воспитательной деятельности.
Модернизация содержания воспитания.
Воспитание, как органическая часть образовательной системы, создаёт условия для развития личности, её жизненного становления и самоутверждения. Такая трактовка позволяет рассматривать воспитание как процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды, её наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать способности и дарования каждого .
В воспитании обучающихся в ГБОУ НПО ПУ-89 используется как сфера учебно-воспитательного процесса, так и вся совокупность внеучебной жизнедеятельности училища. Воспитание обучающихся должно осуществляться на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов в ходе реализации образовательных программ и программ целенаправленного воспитания во вне учебное время.
Согласно современным представлениям главными ценностями в обществе должны стать не только материальные блага, но и духовное богатство личности, овладение достижениями культуры. В связи с этим, в качестве одного из основных направлений процесса становления рабочего специалиста в системе НПО и СПО принимается его социально-культурное и духовное развитие.
Вторым из основных составляющих воспитанности является патриотическое воспитание в сочетании с гражданским становлением личности обучающегося, понимаемое как верность национальным и историческим традициям, чувство гордости за Отечество и малую Родину, город Санкт-Петербург, активную деятельность на благо общества.
Важной составляющей воспитанности обучающегося в ГБОУ НПО ПУ-89 является стремление к профессиональному становлению, основанное на труде и самосовершенствовании, наличие позитивной мотивации к творческому росту и высокой ответственности за результаты своей деятельности.
Цели и задачи воспитания.
Направленность процесса обучения и воспитания в ГБОУ НПО ПУ-89 связана с интегральной характеристикой цели воспитания - формированием культурной, духовно-нравственной личности, жизнеспособной в силу своего профессионализма и возможностей саморазвития, востребованной обществом в связи со своей гражданской позицией.
Целью воспитания в рамках ГБОУ НПО ПУ-89 является создание условий для развития профессиональной компетентности обучающихся - их духовно-нравственного и культурного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта созидательного решения общественных и личных проблем, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации обучающихся, для приобщения их к здоровому образу жизни.
Общая культура предполагает необходимость глубокого усвоения будущими рабочими достаточно широкого круга знаний, приобретения необходимых умений и навыков. Рабочий XXI века - это личность с развитой духовной культурой и интеллектом, это гражданин, обладающий обширными социальными, историческими знаниями, эстетическим вкусом, высокими моральными качествами.
Профессиональная компетентность и культура связаны со становлением у будущих рабочих таких качеств, как:
- интенсиональность - направленность на собственное развитие и развитие окружающего мира;
- креативность - способность к собственному творчеству и созданию условий для развития творческих способностей;
- открытость - умение строить равноправные, эмоционально насыщенные взаимоотношения со всеми участниками образовательного взаимодействия и др.
Становление гражданина предполагает формирование у обучающихся гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, гордости за свое Отечество, знание истории своей страны.
Для достижения поставленной цели возникает необходимость ре-шения следующих задач:
- приобщение будущих рабочих к культурным ценностям, воспитание у них духовности, самобытности, восприятие красоты и гармонии как духовного проявления человека;
- создание условий для становления социальных качеств личности: гражданственности, уважения к закону, социальной активности, ответственности, совести, чести, добродетелей;
- создания условий для развития у обучающихся чувства ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, ос-мысленного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности и выбора принципиальных в ходе ее осуществления решений - социальных, экономических и нравственных;
- освоение будущими рабочими профессиональной этики, понимания общественной миссии своей профессии;
- осознание обучающимися приоритетности здорового образа жизни.
В соответствии с вышесказанным целью системы воспитания в ГБОУ НПО ПУ-89 должна стать подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.
Личностная составляющая в структуре цели воспитания призвана обеспечить самореализацию, самоутверждение, самоосуществление и самовоспитание.
Социально-общественная составляющая цели воспитания призвана реализовать процесс адаптации, социализации личности, её формирования и воспитания.
Главным содержанием социально-общественной функции должна быть социально-психологическая адаптация, направленная на гармоничное взаимодействие личности обучающегося с социальной средой, с меняющимися условиями развития, на осознание и проявление личностной стратегии поведения обучающегося в ПУ-89. В этом случае адаптация должна иметь личностно-ориентированный характер. Важнейшим структурным компонентом социально-психологической адаптации личности обучающегося должен быть социально-профессиональный компонент.
Субъект и объект воспитания.
В соответствии с современной парадигмой образования, выводами психологии личности, педагогики, современное понимание категорий - субъект и объект воспитания представляются в следующем виде.
Основными субъектами воспитания являются:
общество, которое через окружающую социальную среду влияет на личность;
личность, которая является и объектом воспитания и одновременно выступает как субъект воспитания и самовоспитания;
преподаватели и специалисты в области воспитания. Прежде всего, преподаватель, осуществляя функцию координации процесса социализации и самовоспитания, должен обеспечивать совершенствование взаимодействия двух основных социальных субъектов - общества и индивида, под воздействием которых формируется личность будущего рабочего.
Вместе с тем, значительна роль мастера производственного обучения, обеспечивающего и учебный, и вне учебный процесс, создающего позитивный настрой на восприятие новых знаний. В современном учебно-воспитательном процессе все большее значение приобретает субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное решение. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором должен стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для обучающихся. Психологическая комфортность в процессе обучения в ГБОУ НПО ПУ-89 значительно влияет на настроение обучающегося и его удовлетворенность гуманистической средой училища.
IV. Воспитательная система ГБОУ НПО ПУ-89.
Интегральным выражением целостной совокупности компонентов процесса воспитания (учебно-методических, научно-методических, управленческих, кадровых, материально-технических) является учебно-воспитательная система. Воспитание обучающихся реализуется через создание в ПУ-89 учебно-воспитательной системы.
Разрабатывая учебно-воспитательную систему в ПУ-89, следует учитывать важнейшую особенность воспитания в современных условиях, заключающуюся в том, что в настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности.
В этих условиях очень важно внедрение в систему образования и воспитания личностного ориентира, который содействует сохранению положительных убеждений, восприятию новых идей, сохранению независимости суждений, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам. Современная учебно-воспитательная система училища должна создавать благоприятные условия для обучения и воспитания всего контингента обучающихся. Поэтому важнейшее место в воспитании обучающихся должны занять такие личностные качества как коммуникативность, понимание особенностей различных культур, психологии, условий развития наций и национальностей и др.
Основными принципами разработки и развития учебно-воспитательной системы Профессионального училища №89 являются следующие:
- связь учебно-воспитательного процесса с жизнью, что предполагает взаимообусловленность учебно-воспитательной деятельности и общественной практики;
- деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу, учитывающий будущую профессию обучающегося;
- гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений учебно-воспитательного процесса;
- единство воспитания и самовоспитания;
- одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика будущего рабочего;
- последовательность и преемственность в содержании учебно-воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня предыдущего обучения, современного состояния и его направления;
- творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение учебно-воспитательного процесса.
Социализация личности обучающегося.
Социализация - это способность восприятия всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность обучающегося усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качестве полноценного члена общества. Вместе с тем, - это и процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.
Социализация - это сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определённой роли в практической деятельности. Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности обучающегося. Она является как главным компонентом в структуре целей воспитания, так и главным результатом функционирования учебно-воспитательной системы.
Основными направлениями социализации и развития личности в условиях ПУ-89 являются:
- использование возможностей образовательного процесса, главным компонентом которого является изучение выбранной образовательной программы и дисциплин (модулей) ФГОС;
- развитие активности во внеучебной деятельности через воспитание у обучающихся стремления к труду, как одной из основных базовых ценностей, формированию здорового образа жизни, как в физическом, так и в нравственном отношении;
- формирование у обучающихся трудолюбия, потребности в профессиональном становлении, в сотрудничестве, чувстве справедливости, любви к Отечеству.
Большое значение приобретает проблема сплочения коллектива обучающихся, выполняющего в определенных условиях функции инструмента воспитания.
Среди основных принципов формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающихся в ГБОУ НПО ПУ-89 необходимо выделить и реализовать на практике следующие:
- демократизм, означающий не только воспитание и обучение будущего рабочего но и демократизацию самой системы воспитания, переход к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя, мастера производственного обучения и обучающегося;
- гуманистическое отношение к субъектам воспитания, предполагающее отношение к личности обучающегося как к самоценности, и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию;
- духовность, проявляющуюся в формировании у обучающихся духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;
- патриотизм, предполагающий формирование национального сознания у обучающихся как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающей связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие учебного заведения, своей семьи, страны и сохранение цивилизации;
- конкурентоспособность, выступающую специфической особенностью демократического общества, предполагающую формирование соответствующего типа личности рабочего специалиста, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности;
- толерантность, являющуюся одним из важных факторов воспитания обучающихся в условиях развивающейся демократии в России и предполагающую наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов;
- вариативность, включающую различные варианты технологии и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания не на воспроизводство личностью образцов прошлого опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей, а на формирование вариативного способа мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуации неопределенности.
Воспитание жизнеспособного молодого поколения предполагает создание системы воспитания в ГБОУ НПО ПУ-89 , базирующейся на двух уровнях:
На первом уровне, определяемом как стратегический, фундаментальный, формируются качества личности обучающегося, обусловливающие его жизнеспособность в обществе.
Второй уровень, который может быть обеспечен с использованием разнообразных средств воспитания, решает конкретные практические задачи в соответствии с требованиями к личности с точки зрения различных аспектов и сторон социально-профессиональной деятельности будущего рабочего, его социально-политической ориентации и т.п.
Одной из наиболее важных проблем учебно-воспитательной деятельности с обучающимися ПУ-89 является формирование у них положительной мотивации на усвоение воспитательных воздействий.
В связи с этим все большее значение приобретает проблема формирования у обучающихся необходимых гражданских и личностных качеств на добровольной основе, без принудительного воздействия со стороны системы воспитания.
Условия современного этапа и стратегические цели воспитания ставят новые проблемы, без решения которых невозможно эффективное осуществление процесса формирование личности.
К числу наиболее актуальных проблем, требующих разработки их содержания, форм, методов и средств, можно отнести следующее:
- определение степени жесткости системы воспитания в условиях новейшего периода развития государства и на перспективу;
- соотношение свободы и принуждения личности обучающегося в системе воспитания, что при слабом самоконтроле и самоорганизации деятельности личности может снизить эффективность воспитательных воздействий;
- формирование потребности к труду как важнейшей социальной ценности при отсутствии принуждения и недостатка моральных стимулов к нему;
- соотношение воспитания и самовоспитания, выявление факторов повышения мотивации к самовоспитанию;
- наличие природных задатков и необходимость формирования требуемых профессиональных и личностных качеств;
- разработка форм и методов становления самосознания и ценностных установок в соответствии с интересами различных социальных групп.
V. Направления учебно-воспитательной деятельности в ГБОУ НПО ПУ-89:
В современной теории и практике воспитания обосновываются и выделяются приоритетные направления воспитательной деятельности. К их числу относятся:
- формирование мировоззрения и системы базовых (фундаментальных) ценностей - общечеловеческих, гражданских, профессиональных, определяющих отношение человека к быстро меняющемуся миру;
- нравственно-этическое воспитание;
- правовое;
- гражданско-патриотическое;
- трудовое и профессионально-творческое;
- эстетическое;
- физическое и здорового образа жизни;
- экологическое и природоохранное;
- семейно-бытовое.
С учётом специфики Профессионального училища №89, реализации основных образовательных программ по подготовке рабочих кадров для энергетического, жилищно-коммунального комплексов Санкт-Петербурга, развивающихся социально-партнёрских отношений с ведущим Предприятием Санкт-Петербурга - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", накопленного опыта в ходе реализации Пилотного проекта совместной образовательной Программы в 2011-2012 учебном году "Формирование и развитие личности обучающегося в ПУ-89 через экологизацию образования", выводов по результатам психолого-педагогической диагностики формирования экологической культуры обучающихся в ГБОУ НПО ПУ-89 Санкт-Петербурга (Р.С. Бондаревская ГБОУ Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи) в ГБОУ НПО ПУ-89 реализуются с 01.09.2012 года следующие направления учебно-воспитательной деятельности:
-
"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ и ПРИРОДООХРАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ"
-
"Я-КОНЦЕПЦИЯ"
-
"ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ"
-
"ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА"
VI. ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:
1. "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ и ПРИРОДООХРАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ";
"Я -Концепция";
(экологическая проблематика и природоохранная деятельность; семейно-бытовые проблемы; физическое воспитание и формирование здорового образа жизни).
2. "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ";
(трудовое обучение и профессионально-творческая реализация; нравственно-эстетическое образование; правовая грамотность).
3. "ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА";
(формирование мировоззрения и системы базовых (фундаментальных) ценностей - общечеловеческих, гражданских, профессиональных, определяющих отношение обучающегося к быстро меняющемуся миру; гражданско-патриотическое).
В помощь педагогическим работникам:
1.1. Экологическое воспитание. Предшествующий опыт отношения человека и общества к природе и её защиты имеет весьма негативную направленность, особенно в России, где веками формировалась установка о неисчерпаемости природных ресурсов. В этих условиях никакая стихийная социализация не может сформировать у обучающегося бережного отношения к природе. В связи с этим, необходимо не только экологическое образование, но и воспитание как целенаправленное формирование природоохранного отношения к природе на всех уровнях социализации обучающегося.
Экология является комплексной проблемой в системе "человек-техника-природа" и поэтому требует от профессионала любого профиля синтеза знаний основных понятий об окружающей среде из разных наук: биологии, промышленной технологии, механики, психологии, этики, педагогики и многих других дисциплин.
Акцент в них должен быть перенесен с просветительской направленности на формирование активной социальной позиции и достижение про-фессиональной готовности, овладение знаниями по безотходным, малоотходным, оборотных, регенеративных производственных технологий, выпуска экологически безвредной продукции.
Особое внимание при этом должно быть уделено формированию и закреплению такого качества у обучающегося как экологическая от-ветственность.
2.1. В сфере семейно-бытового воспитания обучающихся при их общей высокой ориентации на сексуальные отношения, совместную жизнь, необходимо особое внимание уделять проблеме взаимодействия и преемственности поколений.
3.1. Физическое воспитание и воспитание здорового образа жизни должно способствовать воспитанию ответственного отношения обучающихся к состоянию своего здоровья и формированию противодействия вредным привычкам и асоциальным явлениям. Основной целью физического воспитания является формирование физической культуры личности обучающегося. Оно должно обеспечить оптимальную двигательную активность обучающихся, сохранить и укрепить их репродуктивное здоровье, способствовать профилактике профессиональных заболеваний.
4.1. Нравственно-этическое воспитание является важной задачей становления личности обучающегося и выступает одним из главных условий её жизнеспособности в обществе. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу процесса социализации обучающихся и служит ведущей целью учебно-воспитательной работы, обеспечивающей социализацию личности.
Нравственность - это не природное, а приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни.
В качестве критериев нравственного воспитания в учебно-воспитательной работе училища должны выступать: уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, сформированность качеств обучающегося, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
5.1. Правовое воспитание. Модернизация государственной системы России и формирование гражданского общества объективно требуют воспитания сознательного гражданина, активно участвующего в демократическом процессе, не принимающего методов разрушения единства и целостности государства. При решении этих приоритетных задач и воспитания соответствующих ориентиров необходимо способствовать развитию самоорганизации личности обучающегося, стремления и умения отстаивать в общественной жизни терпимость к чужому мнению, умения вести диалог, находить содержательные компромиссы. Все это требует знания современной правовой культуры, ее норм и законов, использования конкретных возможностей правовой системы российского государства. В связи с этим, правовое воспитание должно занимать одно из ведущих мест в системе воспитания обучающихся в ПУ-89. Целенаправленная деятельность по правовому воспитанию обучающихся должна быть ориентирована на нормативную регуляцию поведения человека в обществе, где право выступает внешним регулятором всех видов социально-значимой деятельности, внутренним регулятором которой выступает нравственно-правовая ответственность личности и личностный нравственно-правовой самоконтроль.
6.1. Эстетическое воспитание. Ориентация общества на духовные ценности является одним из показателей уровня развития этого общества.
Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства и культуры, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В процессе эстетического воспитания происходит формирование эстетического сознания, что проявляется в создании у молодого человека идеальных базовых образцов культуры и искусства, установок на положительное восприятие ценностей отечественной и национальной культуры и искусства.
7.1.Формирование мировоззрения, ценностного сознания и системы базовых ценностей личности необходимо рассматривать как одну из фундаментальных задач учебно-воспитательного процесса.
Оно основывается на современной философии образования и воспитания, формулируя цели и задачи воспитания, обосновывая всё возрастающую роль национальных и общечеловеческих ценностных приоритетов, важнейшее место среди которых занимает формирование Гражданина, Личности, Патриота. Учебно-воспитательный процесс в ПУ-89 призван обеспечить формирование системы гуманистических ценностей личности. В учебно-воспитательной практике ПУ-89 необходимо акцентировать внимание обучающихся на определенных социальных, профессиональных, национальных и этнических ценностях, составляющих основу формирования ценностного сознания личности и понимания ею своей социальной ответственности.
8.1. Гражданско - патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание в ГБОУ НПО ПУ-89 является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность обучающегося в условиях современного российского демократического общества. Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения.
В качестве показателей и критериев уровня патриотического воспитания обучающихся следует рассматривать их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и следование социо-культурным традициям, уважение к историческому прошлому своей страны и к деятельности предшествующих поколений. Это также проявляется как желание защищать свою страну от внешних и внутренних деструктивных воздействий, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным, поскольку Россия была и остается многонациональным государством. Поэтому патриотизм должен иметь интернациональный характер, основанный не только на единстве всех народов России в прошлом, но и на необходимости совместного проживания людей различных национальностей в едином российском государстве, и его совместном возрождении.
VII. Кадровый потенциал воспитательной деятельности в ГБОУ НПО ПУ-89
- преподаватели и мастера производственного обучения ГБОУ НПО ПУ-89, работники Филиала "Информационно-образовательный центр ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", работники ГБОУ "Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга", профессиональные психологи, управленцы и организаторы от социального партнёра - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Ведущая роль в управлении учебно-воспитательной деятельностью принадлежит Педагогическому совету ПУ-89, утверждающему руководителей направлений учебно-воспитательной деятельности в училище, Предметно Цикловым Комиссиям, обеспечивающих организацию и содержание учебно-воспитательного процесса, творческим и проблемным группам.
Руководство процессом в ГБОУ НПО ПУ-89 осуществляют заместители руководителя по учебно-производственной и учебно-воспитательной работе, методическая служба училища.
При решении вопроса о формировании качественного состава преподавателей и мастеров производственного обучения в ГБОУ НПО ПУ-89 следует исходить из методологических и научно-практических задач современного обучения и воспитания обучающихся в ПУ-89, в соответствие с которыми, воспитание молодежи является важнейшей функцией образования в системе НПО и СПО Санкт-Петербурга. Реализация в ПУ-89 учебно-воспитательной политики, соответствующей новым условиям развития общества и системы образования, должна строиться на основе следующих требований:
преподаватель и мастер производственного обучения ПУ-89 должен быть не только источником профессиональной информации, но и посредником между обучающимся и культурой, поскольку уровень общей культуры обучающегося во многом определяется культурой тех преподавателей и мастеров производственного обучения, которые проводят занятия с обучающимися и оказывают влияние на их становление и формирование не только как специалистов, но и как будущей российской рабочей интеллигенции;
- главным воспитывающим фактором должно стать гуманистическое взаимодействие между преподавателем, мастером производственного обучения и обучающимся как в учебной, так и во внеучебной деятельности;
- преподаватель и мастер производственного обучения должен быть носителем духовной и социально-психологической культуры, которая станет доминирующей в подготовке рабочих кадров.
- необходима также и межсетевая координация учебно-воспитательной деятельности ПУ-89 с другими образовательными учреждениями НПО и СПО Санкт-Петербурга, школами, "Бюро профориентации", "Молодёжной биржей труда" и др. через систему научно-практических конференций, методических семинаров, совещаний, обмена опытом работы и пр.
Значительное место в развитии воспитания в ПУ-89 должны занять регулярные проектные исследования и прикладные разработки, отражающие процесс формирования стратегии воспитания на ближайшее будущее.
Необходимо также создать систему подготовки и публикации материалов от преподавателей и мастеров производственного обучения теоретико-методологического и практического назначения по проблемам и накопленному опыту учебно-воспитательной работы в ПУ-89.
Программа формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающегося в ГБОУ НПО ПУ-89 с приложениями обсуждалась на Педагогическом совете ПУ-89 23 мая 2012 года и принята решением Педагогического совета (протокол от 23.05.2012 г.).
Секретарь Педагогического совета ГБОУ НПО ПУ-89 В.И. Семёнова.
Приложение 1.
Обще-училищные мероприятия ГБОУ НПО ПУ-89 на 2012-2013 уч.год
№ п.п. |
Месяц |
мероприятие |
Ответственный |
1. |
сентябрь 2012 г. |
«Посвящение в первокурсники» |
К.А.Шипата |
2. |
сентябрь 2012 г. |
«Диалог с первокурсниками» |
В.П.Гузун |
3. |
октябрь 2012 г. |
«Диалог с родителями» |
А.Г.Симакова |
4. |
ноябрь 2012 г. |
Декада дисциплин естественно-математического цикла |
Руководитель ПЦК общеобразовательных дисциплин |
5. |
декабрь 2012 г. |
Декада дисциплин гуманитарного цикла |
Руководитель ПЦК общеобразовательных дисциплин |
6. |
январь 2013 г. |
|
|
7. |
февраль 2013 г. |
«Выбирая профессию – строишь своё будущее!» (встречи с заказчиками подготовки рабочих кадров) |
Б.Х. Бердов |
8. |
март 2013 г. |
Декада профессионального мастерства |
Б.Х. Бердов и руководитель ПЦК дисциплин специального и профессионального цикла (теоретического и практического обучения) |
9. |
апрель 2013 г. |
Декада методического объединения экологического образования |
Руководитель методического объединения экологического образования |
10. |
май 2013 г. |
|
|
11. |
июнь 2013 г. |
«День Выпускника» |
В.П. Гузун |
Приложение 2.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ и МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ по НАПРАВЛЕНИЯМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ПУ-89 на 2012-2013 уч.год.
1. "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ и ПРИРОДООХРАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ";
"Я - Концепция";
- мастер производственного обучения Кондрашова Нина Ивановна;
- мастер производственного обучения Доброва Нина Ивановна;
- мастер производственного обучения Терехова Галина Фаритовна;
- мастер производственного обучения Танакова Светлана Александровна;
- преподаватель физического воспитания Кравцова Людмила Яковлевна;
- преподаватель основ безопасности жизнедеятельности Гучуа Тамара Григорьевна;
- преподаватель истории и географии Шавтайлова Наталья Николаевна;
- преподаватель математики Розова Татьяна Витальевна;
- преподаватель обществознания Семёнова Валентина Ивановна.
2. "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ";
- мастер производственного обучения Абросимов Валерий Иванович;
- мастер производственного обучения Ананьев Юрий Яковлевич;
- мастер производственного обучения Анищенко Валентина Ивановна;
- мастер производственного обучения Ляпушева Ольга Викторовна;
- мастер производственного обучения Тивяков Василий Гаврилович;
- мастер производственного обучения Чмир Николай Петрович;
- преподаватель спец.технологии Богаткина Ирина Владимировна;
- преподаватель спец.технологии Столпнер Валерий Беркович:
- мастер производственного обучения Быков Александр Владимирович.
3. "ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА";
- преподаватель спец.технологии Бабкин Пётр Емельянович;
- преподаватель русского языка и литературы Уткина Лариса Валентиновна;
- преподаватель математики Белов Игорь Юрьевич;
- мастер производственного обучения Виноградов Аркадий Иванович;
- мастер производственного обучения Баранова Наталья Николаевна.
Приложение 3.
МЕРОПРИЯТИЯ по НАПРАВЛЕНИЯМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2012-2013 уч.год.
1. "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ и ПРИРОДООХРАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ"; "Я - Концепция".
(реализуется по вторникам) ЗАДАЧА первого этапа программы (2012-2013 уч.год):
Реализация программы экологического образования (И.М. Герасимова), как основы формирования социально адаптированной личности; Патриотическое воспитание.
№ п.п. |
Месяц |
мероприятие |
Ответственный |
1. |
30 октября 2012 г. |
1. «Чистая вода для большого города» урок-конференция 2-ой курс для 1-го курса (гр.251 и 259) |
С.А Танакова |
2. |
27 ноября 2012 г. |
1. Эко-лекция |
Т.В. Розова |
3. |
25 декабря 2012 г. |
1. урок конференция «Вода и здоровье, Жизнь» |
В.И. Семёнова |
4. |
29 января 2013 г. |
«Отходы большого города» классный час для 1-го курса группы 262 и 263; |
Г.Ф. Терехова; |
5. |
26 февраля 2013 г. |
«Мы жители Балтики» Урок-дискуссия (гр.257) |
Н.Н. Шавтайлова |
6. |
19 марта 2013 г. |
1. урок-игра « Я – знаток природы» |
Н.И. Доброва |
7. |
23 апреля 2013 г. |
Итоговое Общеучилищное мероприятие: открытый урок «Общеразвивающие упражнения» |
Л.Я. Кравцова |
8. |
дата |
Мероприятие для системы НиСПО: 1. Эко-лекция: 2. Презентация |
Т.В. Розова; |
Руководитель направления: Галина Фаритовна Терехова.
Приложение 3.1.
2. "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ"
(реализуется по средам)
ЗАДАЧА первого этапа программы (2012-2013 уч.год):
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
(формирования социально адаптированной личности через обучение в деятельности)
№ п.п. |
Месяц |
мероприятие |
Ответственный |
1. |
29 октября 2012 г. |
Открытый урок: «Сравнительные характеристики стальных, полипропиленовых, металлопластиковых и пластмассовых труб» |
В.И. Абросимов |
2. |
21 ноября 2012 г. |
Открытый урок: «Сварка тавровых швов в вертикальном положении» |
Ю.Я. Ананьев |
3. |
19 декабря 2012 г. 19 декабря 2012 г. |
Открытый урок: «Сборка электрической схемы прямого пуска электродвигателя» |
В.Г. Тивяков О.В. Ляпушева |
4. |
30 января 2013 г. |
Открытый урок: «Монтаж осветительной сети типовой квартиры» |
А.В. Быков |
5. |
февраль 2013 г. |
Конкурсы профессионального мастерства - открытые мероприятия для системы НиСПО |
О.В. Ляпушева; |
6. |
март 2013 г. |
Конкурсы профессионального мастерства - открытые мероприятия для системы НиСПО |
О.В. Ляпушева |
7. |
17 апреля 2013 г. |
Открытый урок: «Технология и техника гибки труб различного диаметра, толщины и материала для подготовки декоративных элементов в творческих работах» |
Н.П. Чмир |
8. |
29 мая 2013 г. |
Итоговое Общеучилищное мероприятие по направлению: Отчётная Презентация |
О.В. Ляпушева |
Руководитель направления: Ольга Викторовна Ляпушева.
Приложение 3.2.
3. "ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА".
(реализуется по четвергам)
ЗАДАЧА первого этапа программы (2012-2013 уч.год):
ВКЛЮЧИТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ВСЕХ НОВЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ и МАСТЕРОВ производственного обучения.
(обучение в проекте как необходимое условие формирования социально адаптированной личности)
№ п.п. |
Месяц |
мероприятие |
Ответственный |
1. |
15 ноября 2012 г. |
Организационное мероприятие по введению в образовательный процесс инновационной педагогической технологии «Метод проектов» |
Л.В. Уткина |
2. |
13 декабря 2012 г. |
мероприятие с методической службой ПУ-89. |
Л.В. Уткина |
3. |
24 января 2013 г. |
мероприятие с ПЦК общеобразовательных дисциплин (презентации итогов декад общеобразовательных дисциплин) |
Л.В. Уткина |
4. |
28 февраля 2013 г. |
мероприятие с ПЦК дисциплин специального и профессионального цикла (теоретического и практического обучения) (напр. создание сайтов) |
Л.В. Уткина |
5. |
28 марта 2013 г. |
мероприятие с методическим объединением экологического образования |
Л.В. Уткина |
6. |
25 апреля 2013 г. |
мероприятие с методическим объединением классных руководителей и мастеров производственного обучения, курирующих учебные группы |
Л.В. Уткина |
7. |
06 июня 2013 г. |
Презентация методических рекомендаций по внедрению в образовательный процесс ПУ-89 в 2013-2014 учебном году технологий Педагогики сотрудничества. |
Л.В. Уткина
|
Май: дополнительное занятие
Руководитель направления: Лариса Валентиновна Уткина.
Приложение 3.3.
С целью обеспечения реализации Первого этапа
"Программы формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающегося в ГБОУ НПО ПУ-89"
в 2012-2013 учебном году в училище функционируют следующие Предметно Цикловые Комиссии (ПЦК), Методические Объединения (МО) и Проблемные Группы:
№ п.п. |
Наименование Предметно Цикловой Комиссии, Методического Объединения и Проблемной группы. |
Руководитель ПЦК, МО и ПГ. |
Срок полномочий |
1. |
Предметно Цикловая Комиссия общеобразовательных дисциплин |
Татьяна Витальевна Розова |
01.09.2012 – 30.06.2013 г.г. |
2. |
Предметно Цикловая Комиссия дисциплин специального и профессионального циклов |
Нина |
01.09.2012 – 30.06.2013 г.г. |
3. |
Методическое Объединение классных руководителей и мастеров производственного обучения, курирующих учебные группы |
Ирина Владимировна Богаткина |
01.09.2012 – 30.06.2013 г.г. |
4. |
Методическое Объединение |
Людмила Викторовна Милованова |
01.09.2012 – 30.06.2013 г.г. |
5. |
Проблемная Группа «Педагогика сотрудничества» |
Лариса Валентиновна Уткина |
01.09.2012 – 30.06.2013 г.г. |
6. |
Проблемная Группа «Соответствие выпускной практической работы присваиваемому квалификационному разряду» |
Бахтибек |
01.09.2012 – 30.06.2013 г.г. |
"Программа формирования социально адаптированной, нравственной личности обучающегося в ГБОУ НПО ПУ-89" в 2012-2013 учебном году реализуется по следующим направлениям:
№ п.п. |
Наименование направления Программы |
Руководитель направления |
Срок полномочий |
1. |
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ и ПРИРОДООХРАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»; |
Галина Фаритовна Терехова |
01.09.2012 – 30.06.2013 г.г. |
2. |
«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ» |
Ольга Викторовна Ляпушева |
01.09.2012 – 30.06.2013 г.г. ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ |
3. |
«ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА» |
Лариса Валентиновна Уткина |
01.09.2012 – 30.06.2013 г.г. |
4. |
Научное консультирование по реализации Программы |
к.п.н. |
01.09.2012 – 30.06.2013 г.г. |