Решаем вместе
Есть вопрос?

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ / ОБЫЧНАЯ

Нацпроект "Образование"

Нацпроект "Образование"

Достижения РФ

Достижения РФ

Получение профессии

Портал госуслуг

Портал госуслуг

Кюдо

 


 

 

 

 

Программа ДОП ФСП Кюдо (С.Н. Лазо).pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по общей физической подготовке имеет физкультурно-спортивную направленность
Обучающиеся по этой программе знакомятся с традиционным японским искусством стрельбы из лука – Кюдо. В процессе занятий изучается этикет, ритуал японских лучников, техника выполнения выстрела. Обучающимся предоставляется возможность познакомиться как с историей искусства стрельбы из лука, так и с элементами японской культуры.


Новизна программы Рабочая программа по общей физической подготовке с элементами Кюдо представляет собой базовую программу по ОФП с углубленным изучением Кюдо. Программа предполагает постепенное физическое развитие обучающихся в процессе приобретения ими технических навыков, необходимых для стрельбы из лука. В том числе программа предусматривает формирование у обучающихся определенных волевых и нравственных качеств. Особая эстетика и философия Кюдо позволяют предположить, что эта программа может способствовать формированию условий для гармоничного и всестороннего развития личности, в чем и состоит актуальность программы.
Педагогическая целесообразность состоит в организации последовательной образовательной и оздоровительной деятельности учащихся, не зависящей от степени специальной физической подготовки обучающихся, по спортивным дисциплинам.


При этом примерно 50 % учебного материала в программе отводится на развитие физических способностей обучающихся, обладающих разными исходными данными, и 50 % учебного материала на изучение технических элементов Кюдо.
Активное участие обучающихся позволяет реализовать их интересы, физические и духовные способности, в результате чего обучающиеся значительно расширяют свой кругозор, поддерживают свой организм в хорошей форме, приобретают жизненные навыки, учатся жить в коллективе, формируют толерантное сознание, стремление к диалогу.


Отличительной особенностью программы является то, что она сочетает элементы программы ОФП, на которые отводится примерно половина учебного времени, с началами Кюдо. К моменту окончания обучения по данной программе, учащиеся получают все необходимые знания и умения в традиционной стрельбе из японского лука (Кюдо) для дальнейшего совершенствования.
Цель обучения – многогранное и гармоничное развитие физических и духовных сил через занятия общей физической подготовкой с элементами Кюдо.

 


Задачи

 


Обучающие:
•    обучение комплексам общеразвивающих упражнений;
•    обучение ритуалу и этикету в Кюдо;
•    обучение технике стрельбы из традиционного японского лука;
•    обучение коллективной практике Кюдо (церемониальная, аттестационная стрельба, состязания)


Воспитательные:
•    формирование чувства коллективизма;
•    формирование умения соблюдать спортивную этику.

Развивающие:
•    общее физическое развитие;
•    развитие навыка добиваться намеченной цели.

Организационные вопросы:

Возраст учащихся от 18 лет.
Условия набора: набор – свободный. К обучению допускаются учащиеся без серьезных психических и физических отклонений и не имеющих медицинских противопоказаний к активным формам ОФП.

Количество обучающихся –  группа до 15 человек.
Общее количество часов     104  часа.

Формы организации занятий:
•    беседа;
•    практическое занятие;
•    индивидуальное занятие;
•    тренировка;
•    зачетное занятие;
•    открытое занятие;
•    соревнования.


Ожидаемые результаты


 Обучающиеся должны знать:
1.    правила техники безопасности на занятиях;
2.    общеразвивающие упражнения;
3.    ритуал и этикет принятые в традиции Кюдо;
4.    последовательность и основные технические элементы выстрела в Кюдо.
5.    основы групповой практики и правила состязаний.

Обучающиеся должны уметь:
1.    выполнять комплексы упражнений, способствующих общему физическому развитию.
2.    выполнять требования аттестационной стрельбы (ритуал, этикет, техника)
Обучающиеся должны выполнять:
Индивидуальные и групповые требования к таймингу, техническому уровню, и исполнению ритуала предъявляемые к лучнику 1-го года обучения.

Формы подведения итогов реализации программы
•    выполнение нормативов определенного уровня;
•    участие в семинарах и соревнованиях различного уровня.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1. Общие понятия о Кюдо - 6 часов
Исторические сведения о Кюдо. Этикет, ритуал в традиции Кюдо. Кюдо, как элемент японской культуры. Знакомство с экипировкой, правила эксплуатации. Техника безопасности. Цели и задачи практики Кюдо. Современные тенденции в развитии Кюдо, международная практика и развитие Кюдо в России. Традиция семинаров и правила соревнований.

Объем различных знаний и умений
Учащиеся должны знать:
•    экипировку для занятий Кюдо (перчатка, защитные накладки, лук, стрелы, тетива)
•    дополнительные технические устройства для изучения Кюдо (резиновый тренажер, стрелоуловитель).
Учащиеся должны уметь:
•    соблюдать принятый этикет во время тренировки
•    обращаться с экипировкой.
2. Подготовительные упражнения (ОФП) для овладения навыками техники Кюдо – 16 час.
Разминочные упражнения для развития подвижности и эластичности суставов и связок, динамические и статические упражнения для развития мышечной структуры, силы и выносливости.
Объем основных знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
•    разминочные и подготовительные упражнения,
Учащиеся должны уметь:
•    координировано выполнять упражнения с учетом самочувствия и ритмом своего дыхания ;
3. Изучение техники перемещений и элементов ритуала в Кюдо – 14 час.
Положение тела лучника стоя, сидя, в положении на коленях. Перемещение вперед, назад, повороты. Особенности перемещения стоя и в положении на коленях.
Понятие о делении пространства на зоны для подготовки к выстрелу и непосредственно стрельбы. Ритуальная последовательность действий в аттестационной стрельбе до и после выстрела.
Обращение с экипировкой (лук, стрелы) во время технических действий связанных с перемещением.

Объем основных знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
•    правила перемещений и положений тела во время исполнения ритуала аттестационной стрельбы.
•    особенности обращения с экипировкой.
Учащиеся должны уметь:
•    правильно перемещаться индивидуально и в группе;
•    правильно контролировать и обращаться с экипировкой (лук и стрелы).

4. Изучение технических элементов выстрела – 20 час.
Изучение 8-ми стадий выстрела: Ассибуми, Додзукури, Югамаэ, Учиокоси, Хикивакэ, Каи, Ханарэ, Дзансин.
Последовательная техническая отработка элементов выстрела с использованием, резинового тренажера, лука, макивары (стрелоуловителя).

Объем основных знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
•    8-стадий выстрела;
•    правила использования экипировки и спец.оборудования;
Учащиеся должны уметь:
•    технически верно осуществить выстрел с короткой дистанции.

5. Изучение группового взаимодействия лучников в Кюдо в рамках ритуала аттестационной стрельбы – 10 час.
Правила взаимодействия группы. Тайминг и последовательность ритуальных действии лучника в группе в момент аттестационной стрельбы. Особенности ритуала для стрельбы стоя и подготовки к стрельбе из положения на коленях.

Объем основных знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
•    последовательность и тайминг в действиях лучника при групповом исполнении ритуала аттестационной стрельбы.
Учащиеся должны уметь:
•    правильно исполнить ритуал и выстрел с соблюдением правил группового взаимодействия принятыми в Кюдо.
6. Приобретение навыка стрельбы на различных дистанциях - 20 час.
Практические занятия с отработкой техники выстрела и соблюдением ритуала аттестационной стрельбы с изменением дистанции.

Объем основных знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
•    последовательность действий лучника и изменения в технике стрельбы при изменении дистанции;
Учащиеся должны уметь:
•    сохранять концентрацию и хладнокровие при выполнении выстрела вне зависимости от дистанции до мишени;
7. Соревновательная и демонстрационная стрельба – 16 час.
Выработка психологической устойчивости у обучающегося и тренировка устойчивого навыка самоконтроля при моделировании стрессовой ситуации в виде состязаний и определения наиболее меткого из стрелков или исполнение церемониальной демонстрационной стрельбы.

Объем основных знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
•    технику, ритуал, правила соревнований или церемониальную последовательность.
Учащиеся должны уметь:
•    владеть техникой исполнения выстрела, взаимодействовать в группе стрелков с соблюдением правил этикета и ритуала принятых в Кюдо, контролировать свои психологические реакции во время смоделированной стрессовой ситуации.

 


•    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Формы занятий.
Занятия проводятся в форме тренировок, игр, турниров, соревнований, тестирований.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
•    Чтобы достичь поставленной цели программы, используются разнообразные методы обучения:
•    Словесные (рассказ, инструктаж, беседа, объяснение).
•    Наглядные (показ, демонстрация).
•    Практические (выполнение упражнений, тренировки,
соревнования).

Как правило, занятие включает в себя теоретическую часть (это беседа, рассказ, объяснение) и практическую часть - показ упражнений и приемов педагогом или наиболее подготовленными учениками и их освоение воспитанниками. Для закрепления изученного применяются многократные повторения упражнений в простейших условиях, постепенно усложняя их по мере усвоения (принцип «от простого к сложному»). Упражнения соответствуют физической подготовленности детей (принцип доступности). Изучая сложные упражнения, сначала формируется общее представление об упражнении, а затем оно изучается по частям.

Для успешного освоения  очередного практического приема применяется фронтальная форма организации познавательной деятельности, затем групповая и поточная. Широко применяется индивидуальная работа.

Техническое оснащение занятий.
Оборудование:
1.    Спортивный зал.
Спортивный инвентарь:
1.    Резиновый тренажер (имитатор лука).
2.    Юми (традиционный японский лук).
3.    Макивара (стрелоуловитель).
Формами подведения итогов по каждому пройденному разделу являются контрольные тесты и упражнения.

                МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Программа ОФП с элементами Кюдо содержит следующие разделы:

1.Теория
2.Практика
2.1 Общая физическая подготовка
2.2 Практика Кюдо
3.Контрольные тесты
4.Инструкторская и судейская практика


1.    Теория
 Техника безопасности в стрельбе из лука как таковой, и Кюдо, в частности. Философия Кюдо, цели и задачи практикующих. История развития Кюдо. Традиция Кюдо как элемент японской культуры. Современные тенденции развития Кюдо. Международная практика Кюдо и достижения России в области Кюдо. Экипировка в Кюдо: параметры, поддержание в работоспособном состоянии. Этикет и ритуал в традиции Кюдо.

 

2.  Практика

 2.1 Общая физическая подготовка для всех возрастных групп
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение одновременно обеими руками.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положе¬нии лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различ¬ные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочка¬ми с песком и т.д.
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза..
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги.

2.2 Практика Кюдо.
Изучение элементов аттестационного ритуала и техники перемещений: поклон при входе и выходе с площадки для стрельбы, техника перемещений вперед, назад, повороты. Технические действия на коленях.
Изучение техники элементов выстрела: отработка 8-ми фаз выстрела с использованием резинового тренажера, лука. Отработка техники выстрела с короткой дистанции. Комбинирование дистанций.
Изучение группового взаимодействия: практика аттестационной и церемониальной стрельбы с различных дистанций.
3. Контрольные тесты и соревнования.
Тестирование по развитию физических качеств (силы, выносливости).
1.    Контрольное натягивание лука.
2.    Удержание натянутого лука
Контрольные упражнения на усвоение программного материала.
1.Обучаемые должны постепенно изучив ритуал аттестационной стрельбы продемонстрировать слаженность работы в группе, последовательно выполняя выстрел по правилам и регламенту принятому в Кюдо.
Нормативы контрольных испытаний и тестов см. в приложениях.

4. Инструкторская и судейская практика
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки и умения:
•    Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
•    Составить конспект и провести разминку в группе.
•    Определить и исправить ошибки в выполнении технических действий у товарища по команде.
•    Провести тренировочное занятие под наблюдением тренера.
•    Составить конспект занятия и провести занятие с командой
•    Провести подготовку команды к соревнованиям.
•    Руководить командой на соревнованиях.

Судейская практика включает следующее.
•    Составить положение о проведении первенства
•    Вести протокол.
•    Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.:Просвещение, 1987.
2 Liam O’Brien Kyudo manual. (Volume 1) Kihon, Tokyo, IKYF (ed. 1973 )
3. F.Hoff - Kyudo. The Way of the Bow. Shambala Boston & London 2002.


ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
www.ikyf.org
www.kyudo.spb.ru
www.kyudo.ru



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.    Дзен в искусстве стрельбы из лука. Ойген Херригель – С-Пб, Амфора 2005
2.    Кюдо. О.Акимов, Е.Акимова. – Москва 2013 г.




 

100 лучших

100 лучших образовательных учреждений

поиск на сайте

У города-героя СВОи герои

 

Сайт bus.gov.ru/

www.bus.gov.ru

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ collegewr.ru