Концепция воспитательной деятельности в СПб. ГБПОУ "Колледж Водных ресурсов"
_____________________________________________________________________________________________
Концепция воспитания обучающихся Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж Водных ресурсов», на 2015-2020 годы
I. Общие положения
Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. «В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 год).
Концепция реализации воспитательной работы в СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов» согласована с Стратегией развития воспитания в РФ, а именно: «Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Концепция воспитания обучающихся в СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов», на 2015-2020 годы (далее – Концепция) опирается на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС); Программу комплексных мер по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» на 2013-2016 годы «Безопасный город»; городскую программа «Комплексные меры по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге» на 2011-2015 годы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Концепция призвана консолидировать усилия Колледжа и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения, формирование профессионала будущего, с активной жизненной позицией, готового к самообразованию и само развитию в условиях современного высоко технологичного производства. Концепция ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, научно-технических достижений, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала обучающихся. Формирование современной модели выпускника, соответствующей всем запросам времени, а именно: воспитание духовно-нравственных и ценностно-смысловых ориентиров, мотивация к непрерывному личностному росту, развитие коммуникативных и другие социально значимые способностей, умений и навыков, обеспечивающих социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.
II. Цель и задачи Концепции
Цель:
Определить основные направления воспитания обучающихся в СПб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов», ожидаемые результаты реализации Концепции, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию обучающихся, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
Задачи:
- Сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации обучающихся и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
- Обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания обучающихся, требующих особой заботы общества и государства, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Обеспечить снижение числа правонарушений среди обучающихся и повышение эффективности профилактики; развитие межведомственного взаимодействия;
- Обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей/законных представителей;
- Совершенствовать условия для занятий обучающимися физической культурой и спортом;
- Содействовать обновлению содержания и форм деятельности студенческого и ученического самоуправления, развитию волонтерской деятельности;
- Направлять коллективную творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни;
- Повысить эффективность воспитательной деятельности в системе государственного профессионального образования Санкт-Петербурга.
III. Основные направления развития воспитания
Гражданское и патриотическое воспитание:
- Формирование у обучающихся целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, родному городу, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;
- Создание условий для воспитания у обучающихся активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности; развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом и совершенствование форм и методов студенческого самоуправления;
- Развитие правовой и политической культуры обучающихся, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
- Формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям.
Духовно-нравственное воспитание:
- Воспитание у обучающихся чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, педагогическому составу, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
- Развитие ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
- Формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
- Расширение сотрудничества между ГБ ПОУ, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- Приобщение обучающихся к культурному наследию города, страны.
Физическое развитие и культура здоровья:
- Формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- Создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления обучающихся, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
- Формирование у обучающихся мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;
- Распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.
- Активная жизненная позиция, трудовое и экологическое воспитание, профессиональное самоопределение:
- Воспитание у обучающихся уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
- Формирование у обучающихся умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
- Развитие умения работать в команде, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; развитие профессиональных компетенций;
- Содействие профессиональному самоопределению, приобщение обучающихся к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии, привитие любви и гордости за свою профессию
- Становление и развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- Формирование у обучающихся экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
- Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними;
- Формирование у обучающихся чувства солидарности, социальной взаимопомощи, социальной позиции гражданина, ответственного участие в общественных движениях.
Профилактика асоциального поведения, экстремизма, правонарушений, воспитание правовой культуры:
- Развитие правовой грамотности и правосознания обучающихся;
- Профилактика террористических и экстремистских проявлений; воспитание толерантности;
- Профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с незаконным потреблением наркотиков, ПАВ; правонарушений, связанных с пьянством, алкоголизмом и обеспечения профилактики правонарушений в области безопасности дорожного движения;
- Развитие здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни;
- Оптимизация системы работы по выявлению лиц, склонных к совершению правонарушений;
- Совершенствование системы межведомственного взаимодействия с целью усиления работы по профилактике правонарушений;
- Снижение уровня асоциальных проявлений среди обучающихся образовательных учреждений города.
IV. Ожидаемые результаты
Реализация Концепции в Колледже должна способствовать интеграции усилий различных заинтересованных сторон в решении проблем воспитания подрастающего поколения Санкт-Петербурга. Концепция направлена на консолидацию усилий семьи, общественных организаций, государственных учреждений, учреждений культуры, предприятий в выработке общих позиций о сущности, смысле и содержании воспитательной деятельности.
В результате их выполнения, ожидается рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех его субъектов:
- обучающиеся и выпускники будут увереннее использовать воспитательный потенциал города как ресурс собственного развития и самореализации;
- родители/законные представители будут отмечать расширение спектра образовательных услуг, гарантию педагогической поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность качеством событий воспитывающего характера, организованных с участием обучающихся;
- снижение асоциальных проявлений в среде молодежи;
- реализация Концепции обеспечит рост социальной зрелости и общей культуры выпускников;
- мероприятия, проводимые в рамках Концепции по 5 направлениям работы, позволят эффективнее использовать имеющиеся, и создать новые формы, средства и механизмы воспитательной работы с обучающимися для формирования базовых общечеловеческих ценностей.